Комментарии - Обязанность выпускников ВУЗов отработать три года по направлению и последствия ее нарушения



Граждане Украины, согласно статье 4 Закона Украины «О высшем образовании», принятого 17 января 2002 года, имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях.
 
Выпускники высших учебных заведений, согласно части 1, 2 статьи 56 Закона Украины «О высшем образовании», свободны в выборе места работы. Выпускник ВУЗа, который учился по государственному заказу, и, которому присвоена квалификация специалиста с высшим образованием определенного образовательно-квалификационного уровня, трудоустраивается на основании направления на работу в соответствии с соглашением, заключенным между заказчиком, руководителем высшего учебного заведения и выпускником.
 
Однако 23 января 1996 Президентом Украины был издан Указ «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений» (далее - Указ Президента Украины), который ввел новый подход к принципу бесплатного высшего образования.
 
Так, пунктом 2 Указа Президента Украины, установлено, что лица, которые учатся за счет государственных средств, заключают с администрацией вуза соглашение, по которому они обязуются после окончания обучения и получения соответствующей квалификации работать в государственном секторе народного хозяйства не менее трех лет. В случае отказа работать в государственном секторе народного хозяйства, выпускники возмещают в установленном порядке в государственный бюджет полную стоимость обучения.
 
23 марта 1996 Закон Украины «Об образовании» (далее - Закон) был изложен в новой редакции, часть 2 статьи 51 Закона установила, что выпускники высших учебных заведений, получившие образование за счет государственного или местного бюджетов, направляются на работу и обязаны отработать по направлению и в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
 
Обращает внимание, что закон не воспроизводит полностью положения Указа Президента Украины. Так, Закон не ограничивает возможное место работы выпускника именно государственным сектором экономики, а обязывает работать по направлению. Также Закон не предусматривал обязанность выпускника возместить в государственный бюджет стоимость обучения в случае отказа работать в государственном секторе народного хозяйства. Закон не устанавливает срок, в течение которого выпускник обязан отработать по направлению после окончания учебного заведения.
 
При этом, часть 2 статьи 52 Закона Украины «Об образовании», предоставила Кабинету Министров Украины право установить порядок отработки выпускниками, которые обучались за государственные средства, по направлению.
 
Обращает внимание, что закон не уполномочивал Кабинет Министров Украины устанавливать обязанность выпускников, которые учились за государственные средства, возмещать затраты на обучение, устанавливать условия, основания и порядок такого возмещения или освобождения от обязанности возместить расходы на обучение за государственные средства.
 
22 августа 1996 постановлением Кабинета Министров Украины был утвержден Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу (деле - Порядок).
 
Обязанность выпускников отработать три года в соответствии с пунктами 4, 8 Порядка, возникает с момента заключения соответствующего договора с ВУЗом. Типовая форма соглашения прилагается к Порядку.
 
Кроме того, пунктами 9, 10 Порядка предусмотрены случаи, в которых договор может быть расторгнут по инициативе выпускника или заказчика.
 
Так, расторжение выпускником договора с вузом об учебе по государственному заказу допускается по таким уважительным причинам: установление инвалидности 1 или 2 группы, в результате чего выпускник не может выехать на работу по направлению, установление инвалидности 1 или 2 группы у жены (мужа) выпускника, одного из родителей (или лиц, их заменяющих) выпускника; если выпускник - беременная женщина, мать или отец, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, или ребенка, который согласно медицинскому заключению нуждается в уходе (до достижения им шестилетнего возраста); одинокая мать или отец, имеющие ребенка до четырнадцати лет или ребенка-инвалида; прохождении мужем (женой) военной службы (кроме срочной), в том числе по контракту, на должностях рядового, сержантского и старшинского состава, прапорщиков, мичманов и офицеров в Вооруженных Силах, Национальной гвардии, Государственной пограничной службе, Службе безопасности, а также других военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, и службы в органах внутренних дел вне места расположения заказчика вступления в высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации для выпускников высших учебных заведений I-II уровней аккредитации.
 
Расторжение договора по инициативе заказчика допускается в случае: невозможности предоставления выпускнику работы по специальности согласно медицинскому заключению (если медицинский осмотр для принятия на работу в соответствии с законодательством является обязательным) или заключению медико-социальной (экспертной) комиссии; банкротства заказчика.
 
Однако, Порядок не содержит последствий расторжения договора об обучении в одностороннем порядке, что дает основания, с учетом части 4 статьи 653 ГК Украины, предположить, что выпускник, в случае расторжения договора по основаниям определенных пунктом 9 Порядка, освобождается от обязанности возместить расходы на обучение.
 
Наибольший интерес вызывают положения пункта 14 Порядка. Так, в соответствии с указанным пунктом, в случае неприбытия молодого специалиста по направлению или отказа без уважительной причины приступить к работе по назначению, увольнения его по инициативе администрации за нарушение трудовой дисциплины, увольнение по собственному желанию в течение трех лет выпускник обязан возместить в установленном порядке в государственный бюджет стоимость обучения и компенсировать заказчику все расходы.
 
Перечень случаев, в которых выпускник обязан возместить в государственный бюджет стоимость обучения, приведенный в пункте 14 Порядка, изложен таким образом, что исключает возможность его расширенного толкования.
 
Таким образом, необходимо сделать вывод, что фактически выпускник освобождается от обязанности возмещать стоимость обучения, если уволен по соглашению сторон (пункт 1 статьи 36 КЗоТ Украины), в связи с переводом на другое предприятие (пункт 5 статьи 36 КЗоТ Украины); в связи с изменениями в организации производства (пункт 1 статьи 40 КЗоТ Украины); в случае выявленного несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (пункт 2 статьи 40 КЗоТ Украины).
 
Кроме того, пункт 14 Порядка содержит ряд положений, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении иска ВУЗа к выпускнику о взыскании стоимости обучения.
 
Так, указанный пункт обязывает выпускника возместить стоимость в установленном порядке, но порядок такого возмещения не установлен. Именно недоказанность стоимости обучения стала основанием для отказа в удовлетворении иска коммунального учреждения Киевского областного совета "Киевский областной врачебно-физкультурный диспансер" о возмещении стоимости обучения (решение Печерского районного суда г. Киева от 12 апреля 2013 года по делу № 757/1961/13- ц).
 
Кроме того, пункт 14 Порядка обязывает возместить расходы в государственный бюджет, поэтому учебному заведению необходимо будет доказать свое право на обращение в суд в интересах государства о взыскании средств в государственный бюджет. Именно этот момент стал одним из оснований для отказа в удовлетворении иска Конотопского медицинского училища - коммунального учреждения Сумского областного совета о взыскании стоимости обучения (решение Белопольского районного суда от 10 мая 2012 по делу № 1801/1527/12).
 
Существует коллизия между положениями статьи 52 Закона Украины «Об образовании», которая устанавливает обязанность выпускника, который учился по государственному заказу, отработать по направлению; пункта 14 Порядка, который обязывает возместить стоимость обучения в случае нарушения выпускником, который учился по государственному заказу, обязанности отработать три года по направлению, и положениями статьи 56 Закона Украины «О высшем образовании», которая устанавливает право выпускника на свободный выбор места работы и не возлагает на него обязанности отрабатывать три года или возмещать стоимость обучения.
 
При рассмотрении исков о возмещении расходов на обучение суды обращают на это внимание и, зачастую, отмечают, что применению подлежит именно статья 56 Закона Украины «О высшем образовании», поскольку в соответствии с пунктом 1 Заключительных положений Закона Украины «О высшем образовании» законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
 
Так, Московский районный суд г. Харькова в своем решение от 1 марта 2012 по делу № 2-5079/11 по иску Харьковского индустриально-педагогического техникума о взыскании затрат на обучение студента отметил, что закон не содержит условий об обязательности трехлетней отработки и возмещения в установленном порядке в государственный бюджет стоимости обучения, компенсации заказчику расходов в случае неприбытия молодого специалиста по направлению или отказа его без уважительной причины приступить к работе по назначению, увольнения его по инициативе администрации за нарушение трудовой дисциплины или увольнения по собственному желанию с работы в течение 3 лет. На основании изложенного, статья 52 Закона Украины «О высшем образовании» по своему содержанию не соответствует статье 56 Закона Украины «О высшем образовании».
 
Однако недостатки правового регулирования вопросов возмещения затрат на обучение в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Украины и пункта 14 Порядка не дают оснований надеяться, что суды во всех случаях будут отказывать в удовлетворении исков ВУЗов о возмещении расходов на обучение при наличии оснований, предусмотренных Порядком.
 
Так, Лубенский горрайонний суд отказал в удовлетворении иска Харьковского индустриально-педагогического техникума о взыскании расходов на обучение студента исключительно по основаниям пропуска сроков исковой давности, указав, что требования истца являются обоснованными и соответствующими закону, однако заявленные с пропуском срока исковой давности. (Решение Лубенского горрайонного суда от 8 декабря 2011 по делу № 2-1568/11).
 
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что обязанность трудоустройства выпускников, которые учились по государственному заказу, в соответствии со статьей 56 Закона Украины «О высшем образовании», возлагается на высшие учебные заведения и заказчиков. Студенты не обязаны искать место работы, куда они будут распределены. Если вуз не выполнит обязанности по трудоустройству выпускника, то выпускнику выдается справка о предоставлении возможности самостоятельного трудоустройства (Приложение № 3), что в будущем избавит от неприятных сюрпризов в виде исков о возмещении расходов на обучение.

 

 Сергей Портянко, 2013

casus.com.ua © 2012 ЮК'А